198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301

на карте Подать заявку в «Энерго»

Новости

Минэнерго РФ подготовило изменения в федеральный закон о безопасности объектов ТЭК

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Документ разработан Минэнерго России. Поправки касаются обеспечения субъектами топливно-энергетического комплекса (ТЭК) безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Кроме того, изменения в закон уточняют полномочия Минэнерго России в части организации проведения оценки готовности субъектов ТЭК к противодействию целевым компьютерным атакам, тренировок по отработке субъектами ТЭК действий в условиях проведения целевых компьютерных атак и ликвидации последствий таких атак. За ведомством также закреплено право по осуществлению мониторинга представления субъектами ТЭК актуальных и достоверных сведений о результатах категорирования объектов КИИ.

Законопроект вносит поправки в ст. 11 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». В частности, в тексте документа указано:

В целях обеспечения безопасности объектов КИИ субъекты ТЭК создают системы безопасности этих объектов от неправомерного доступа к информации, обрабатываемой такими объектами, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении такой информации, а также обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, данные о количестве значимых объектов КИИ и присвоенной им категории значимости должны вноситься в паспорт безопасности объекта ТЭК.

Поправки в закон должны вступить в силу с 1 сентября 2024 года.

Минэнерго хочет изменить цели программы энергоэффективности с учётом санкций

Минэнерго, Минтранс и Минпромторг РФ не хотят участвовать в разработке госпрограммы повышения энергоэффективности под эгидой Минэкономразвития (МЭР).

По мнению этих министерств, предложенные меры дублируют уже существующие стратегические документы. Минэнерго вовсе предлагает пересмотреть цели госпрограммы с учётом санкций и «смены приоритетов в сторону энергобезопасности». Аналитики оценивают стоимость госпрограммы в 20 трлн рублей до 2035 года, но опасаются, что из-за потери интереса отраслевых министерств она превратится в формальный документ без финансового обеспечения.

Минэнерго, Минтранс и Минпромторг выступают против разработки отраслевых федеральных проектов (ФП) в составе госпрограммы повышения энергоэффективности РФ до 2035 года. Разработчик госпрограммы – МЭР. Министерства считают, что ФП – избыточны, поскольку дублируют действующие стратегические документы. Только Минстрой направил в МЭР свои предложения, следует из протокола.

МЭР разрабатывает программу повышения энергоэффективности с 2021 года по поручению президента. Срок утверждения – 30 июня 2023 года. Программа включает общеотраслевой план действий, а также отраслевые ФП, в которых содержатся целевые показатели, меры их достижения и источники финансирования. Цель госпрограммы – снижение энергоёмкости ВВП на 35% к 2035 году по отношению к 2019 году.

Электроэнергетика и теплоэнергетика – самые энергоёмкие отрасли. Однако, по мнению Минэнерго, «количественная оценка снижения энергоёмкости ВВП и изменение распределения вклада отраслей экономики в данное снижение требуют пересмотра». Параметры программы нужно изменить с учётом «макроэкономической конъюнктуры, ограничений и санкционного давления, уровня энергоэффективности существующего энергооборудования, смены приоритетов от энергоэффективности к гарантированному обеспечению энергобезопасности».

На совещании замминистра энергетики Павел Сниккарс также отметил, что 87% генерации РФ приходится на низкоуглеродные источники (39% – АЭС, ГЭС и ВИЭ, а 48% – газовые ТЭС). По его словам, в РФ обновляются электросети, снижаются потери в них, а также проходит модернизация ТЭС и их строительство на российских газовых турбинах, в результате чего «существенно обновляется оборудование, увеличивается их мощность, энергоэффективность и экологичность».

В Минэнерго сказали, что энергоэффективность остаётся одним из ключевых направлений, а мероприятия по её повышению уже содержатся в госпрограмме «Развитие энергетики» и других проектах Минэнерго. «Создание отдельного ФП приведёт к дублированию тех же мероприятий. Кроме того, предложенные Минэкономики показатели требуют актуализации», – считают там. В Минтрансе и Минпромторге комментариев не дали.

В МЭР подтвердили, что на заседании рабочей группы Госсовета часть министерств высказалась против разработки отдельных ФП, «при этом против самой госпрограммы возражений нет».

Целевой параметр в 35% энергоёмкости рассчитан исходя из прогноза роста ВВП к 2035 году и необходимости достижения показателей стратегии низкоуглеродного развития, говорит замглавы ЦСР Екатерина Кваша. Сейчас прогноз ВВП пересматривается, что может повлиять на параметры госпрограммы. 2019 год брался за базу неслучайно: 2020–2021 годы нерепрезентативны из-за негативных эффектов пандемии, а данных за 2022 год пока нет. Обсуждение с Минэнерго, Минтрансом и Минпромторгом продолжается, отметила она.

Госпрограмма повышения энергоэффективности могла бы стать драйвером экономики и промышленности, но потеря интереса со стороны отдельных министерств повышает риски того, что программа останется без финансового обеспечения и превратится в очередной формальный документ, считает член экспертного совета при комитете Госдумы по энергетике Александр Чекрыгин. Общий объём инвестиций для реализации госпрограммы, по его оценкам, может составить около 20 трлн рублей до 2035 года при сроках окупаемости проектов в районе пяти лет, условием выполнения которых может стать финансирование с фиксированной ставкой в 5–8% годовых.

Генкомпании сдвинули «вправо» сроки 54 проектов модернизации на 12,3 ГВт

Генерирующие компании по состоянию на 1 мая 2023 года перенесли срок начала поставки мощности на более позднюю дату 54 проектов модернизации, обновляемых в рамках программы КОММод. Их суммарная установленная мощность составляет 12,3 ГВт, следует из презентации главы «Системного оператора» (СО ЕЭС) Фёдора Опадчего к заседанию комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по электроэнергетике.

В их числе шесть проектов суммарной мощностью почти 2 ГВт переносится более чем на год.

«Обращаю внимание, что в подавляющем большинстве это перенос внутри года. Было сказано, что по действующим правилам до 1 октября мы должны провести КОММод, потому что дальше мы должны проводить КОМ. Технически без задержек в проведении КОМа у нас есть определённый запас времени, можем это сделать в 2024 году», – подчеркнул г-н Опадчий в ходе заседания.

Глава СО ЕЭС также отметил, что завершена модернизация и начата поставка мощности 14 проектов суммарной мощностью 3 ГВт, в процессе реализации – 21 проект суммарной мощностью 3,9 ГВт.