198097, г. Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 301

на карте Подать заявку в «Энерго»

Новости

«Минэнерго хочет запретить прямое подключение к магистральным электросетям»

Минэнерго может запретить бизнесу напрямую подключаться к магистральным электросетям ФСК, следует из законопроекта министерства, с которым ознакомилось издание. С 1 января 2024 года все новые потребители будут обязаны присоединяться к ФСК только через системообразующую территориальную сетевую организацию (ТСО). Тариф ТСО, как правило, в разы выше тарифа ФСК, поэтому расходы новых клиентов на оплату услуг по передаче существенно вырастут. В 2023 году тариф ФСК составит 241 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. В Минэнерго не ответили на запрос газеты.

Министерство хочет создать по одной системообразующей ТСО в каждом регионе – это необходимо для реализации новой волны консолидации мелких частных сетей. Статус системообразующей получит самая крупная ТСО в регионе, поэтому в части субъектов РФ статус, очевидно, достанется дочерним предприятиям «Россетей». Все потребители будут обязаны подписать с крупной ТСО договор на услуги по передаче. Минэнерго надеялось запустить механизм в 2023 году, но этим летом министерству пришлось снова направить свои поправки на согласование с другими ведомствами. По данным газеты, сейчас документ поступил на обсуждение рабочей группы «по регуляторной гильотине».

Минэнерго уже давно озаботилось ставками магистральных электросетей: министерство хотело вдвое увеличить тариф ФСК, обещая при этом снизить тариф на распределительных сетях. Однако от этой инициативы отказались после яростной критики крупного бизнеса и других министерств. В «Россетях» заявили «Коммерсанту», что поправка призвана упорядочить взаимодействие с «опосредованными» потребителями ФСК в части эксплуатации магистральных сетей и обслуживания крупных потребителей. Сейчас ФСК обязана обслуживать всех «опосредованных» потребителей наравне с ТСО (независимо от мощности подключённых энергопринимающих устройств). Вводимые требования не будут касаться тех «опосредованных» потребителей, которые уже обслуживались ФСК, отметили в госхолдинге.

UPD. Позднее в Минэнерго прокомментировали эту тему агентству ТАСС: «Текущий порядок присоединения к магистральным электросетям для потребителей сохраняется. Предлагаемые нововведения направлены на исключение «искусственного» появления новых случаев опосредованного присоединения к магистральным сетям, то есть подключения через объекты третьих лиц».

Промышленность критикует создание ограничений на прямой доступ к сетям ФСК. «Введение запрета нацелено исключительно на пополнение выручки сетевой монополии, причём необоснованное, – прокомментировали в Сообществе потребителей энергии. – Дополнительные расходы у сетей не возникают, дефицит средств отсутствует. Договор с системообразующей ТСО при фактическом подключении к магистральной сети – искусственный, откатывает ситуацию на десятилетие назад к договорам аренды «последней мили». Инициатива ударит по инвестициям в первую очередь в энергоёмкие проекты, будет сдерживать импортозамещение и восстановление экономики в целом».

Низкий тариф ФСК стимулирует конечных потребителей искать пути прямого или опосредованного присоединения к магистральным сетям, говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. На его взгляд, Минэнерго хочет остановить опосредованное присоединение конечных потребителей к сетям ФСК. Вероятно, Минэнерго исходит из логики, что ФСК – это системообразующая сеть, которая не предназначена для присоединения потребителей, а её функция – формирование районных энергосистем и обеспечение связей между региональными энергосистемами.

Г-н Сасим отмечает, что в первую очередь инициатива Минэнерго коснётся потребителей, присоединённых к ФСК не напрямую, а через сети прямого потребителя. Если законопроект будет принят в нынешней редакции, такие опосредованные потребители будут оплачивать передачу по более высоким тарифам распределительных сетей. Прекращение обслуживания опосредованных потребителей со стороны ФСК увеличит полезный отпуск распределительных сетей, что будет способствовать сдерживанию роста котловых тарифов, допускает аналитик, но платежи потребителей после ухода с сетей ФСК ощутимо вырастут. «Перед принятием закона необходимо дополнительно проанализировать экономические последствия, особенно для зон опережающего развития, которые региональные власти зачастую организовывают именно по схеме опосредованного присоединения, обеспечивая тем самым инвестиционно привлекательные тарифные условия», – полагает Сергей Сасим.

В ГД внесён проект о схеме расчёта расходов ТСО на ТП, не учтённых в тарифах.

Документ вносит изменения в статью 232 ФЗ «Об электроэнергетике» и разработан в соответствии с утверждённым кабмином в октябре дополнительным перечнем мер в «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления». Этот перечень предусматривает обеспечение источника финансирования затрат сетевых организаций на осуществление технологического присоединения (ТП) новых потребителей, в том числе населения, бюджетных организаций, коммерческих организаций и т.д.

Между тем ФЗ «Об электроэнергетике» предполагается, что расходы ТСО на ТП, превышающие расходы, предусмотренные стандартизированными тарифными ставками, не подлежат учёту при госрегулировании тарифов в электроэнергетике. Данное положения ФЗ не позволяют учесть фактически понесённые экономически обоснованные расходы ТСО в объёме превышения над установленными стандартизированными тарифными ставками на 2022 год, указывается в пояснительной записке к законопроекту. По оценкам ФАС, которые приводятся в ней, из-за изменившихся экономических условий превышение фактическими расходами величин стандартизированных тарифных ставок в текущем году составило не менее 15%.

«Предложенным законопроектом предусматривается обеспечение возможности возмещения экономически обоснованных расходов сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, возникших в 2022–2023 годах, в объёмах превышения указанных расходов над величиной платы за технологическое присоединение, рассчитанной исходя из утвержденных стандартизированных тарифных ставок», – говорится в пояснительной записке.

Величина таких расходов в 2022 году будет определена ТСО в 2023 году, а за 2023 год – в 2024 году, после чего их экономическая обоснованность будет оцениваться органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

«Разработка законопроекта обусловлена невозможностью учёта при тарифном регулировании расходов, не учтённых при расчёте стандартизированных тарифных ставок, возникших в связи с ростом стоимости материалов (работ, оборудования), необходимых для исполнения обязанности сетевых организаций по технологическому присоединению новых потребителей», – пояснили в ФАС.

Приоритет энергетики

Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак заявил о необходимости включить в мастер-планы дальневосточных городов пункты о модернизации имеющихся и создании новых объектов топливно-энергетической инфраструктуры. Соответствующее поручение вице-премьер дал на совещании по вопросам энергоснабжения Южно-Сахалинской, Улан-Удэнской городских агломераций, а также Читы, Тынды и Северобайкальска.

Участие в мероприятии приняли помощник президента Максим Орешкин, министр энергетики Николай Шульгинов, главы регионов, представители профильных министерств и ведомств.

В ходе встречи эксперты обсудили баланс производства и потребления электроэнергии и отметили необходимость создания новых объектов генерации суммарной мощностью не менее 690 МВт на территории Забайкальского края и Республики Бурятия. В частности, планируется реконструкция электросетевого комплекса, сетей теплоснабжения Улан-Удэнской городской агломерации, включая перевод частных домовладений на электрическое отопление, а также модернизация Улан-Удэнской ТЭЦ-2 для обеспечения населения бесперебойным теплом. - Наша задача сейчас с учетом перспективных потребностей населения, строительства нового жилья - качественно проработать планы модернизации и строительства энергетической инфраструктуры и определить источники финансирования. Много и часто говорим про перевод частного сектора на электроотопление. При этом реального движения пока нет. Вопрос сложный и дорогостоящий. Полная стоимость всего проекта - 19 миллиардов рублей. И реализация разбивается на этапы. Плюс в перспективе требуется увеличение объемов электрогенерации. Поэтому дошли уже до уровня президента России.

Одной из ключевых стала тема газификации Северобайкальска, Читы и Тынды, в том числе за счет поставок СПГ. - В рамках проработки мастер-плана Тынды как столицы БАМа и стратегически важного города нами разработаны предложения по ее газификации. К городу прилегает газопровод "Сила Сибири". Для газификации Тынды требуется строительство газопровода-отвода, газораспределительной станции и поселкового газопровода протяженностью 19,5 километра. По предварительным расчетам, стоимость этих объектов превысит три миллиарда рублей. Необходимы также новые газовые котельные. В действующей программе развития газоснабжения и газификации Амурской области, которая рассчитана до 2025 года, такие объекты не предусмотрены.

По поручению Александра Новака Минэнерго РФ создаст рабочую группу, которая совместно с региональными властями проработает все особенности, касающиеся модернизации энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Это будет сделано с учетом перспективных потребностей населения, строительства новых предприятий и ввода жилья в среднесрочной и долгосрочной перспективе.